Я сколько живу, таких болей никогда не чувствовала. И врач сказал — такие случаи можно встретить редко, — Людмила Вячеславовна теперь носит гипсовый корсет. Ей 73 года. Она не может ходить, даже спит сидя. Руки скованы, плечи тоже. На прием к врачу только через 6 недель. Две прошло, осталось еще четыре. Но не факт, что после этого гипс снимут.
Пенсионерка не может самостоятельно вставать и садиться. По привычному маршруту — из спальни в гостиную — женщину сопровождает сын Виталий. Вместе с женой Еленой они заботятся о матери: ей нужен постоянный уход.
Рассказывая эту историю, пенсионерка не хочет показывать лица и называть своей фамилии: слишком много знакомых в этом городе. Женщина говорит — упала, когда выходила из лифта в торговом центре «Пассаж».
— Я вышла, встала и взглянула на пол — плитка, светлая такая. Я и думала, что иду по плоскости: пошла, чтобы встать в уголок и подождать сына. А там не было ни перил, ни указателей, ничего. И я упала. Я почувствовала, что у меня сердце оборвалось, — вспоминает Людмила Вячеславовна.
Семья пошла в торговый центр за шторами. Магазин находится на четвертом этаже. Спускались вниз по-разному — маму отправили на лифте, а сами пошли пешком: Елена боится замкнутых пространств. Когда она вместе с мужем оказалась на первом этаже — увидели, что пожилая женщина лежит на полу, ее окружила толпа. «Скорую помощь» родственники вызывать не стали, сами отвезли пенсионерку в травмпункт.
— Нас направили в отделение травматологии. Врач удивился, сказал, что редкий случай — два одинаковых перелома на обеих руках. Это переломы двух плечевых суставов, да еще с вывихом. Три раза вправлял, каждый раз делал рентгеновские снимки и смотрел. И только на третий раз разрешил делать гипс, — рассказывает Елена. — По показаниям можно было бы сделать операцию. Но состояние здоровья пациентки не позволило.
В тот же день Елена и Виталий сфотографировали место, где произошел инцидент. Они считают — при выходе из лифта сложно заметить, что заканчивается пол и начинается ступенька.
— Ладно она прямо пошла — если бы повернула чуть вправо, то упала бы гораздо сильнее: там просто обрыв. И мы не знаем, чтобы тогда было. Там и шею можно сломать, — показывает фотографии Виталий.
Он говорит — не было никаких указателей, предупреждений о том, что впереди ступенька. Пол скользким не был — в этот время не проводили влажную уборку. Владельцы здания не вышли на связь, помощи не предложили. Хотя об инциденте наверняка знают — он записан на видео.
— Я считаю, что в торговом центре не соблюдают правила безопасности. Везде это есть — желтые полосы для слабовидящих, прорезиненные коврики, пандусы, указатели. Я не понимаю, как это назвать? Халатность, непрофессионализм?— возмущен сын пострадавшей.
Фотографии того места у лифта, где упала Людмила Вячеславовна. Снимки предоставлены семьей пострадавшей пенсионерки
Вид при выходе из лифта. Любительское фото
Семья хочет, чтобы нарушения в торговом центре устранили — и другие покупатели не получили травму в этом же месте. Также на лечение и реабилитацию пенсионерки потребуются деньги. Сумму ущерба пока не установили. И родные пострадавшей верят — дело можно уладить дело в досудебном порядке.
По словам юриста, владелец или арендатор помещения — то есть, тот, кто оказывает услуги,— обязан обеспечить безопасность покупателей. Например закрепить стеллажи таким образом, чтобы они не падали на людей, следить за тем, чтобы на пути клиентов не было лишних предметов, запнувшись за которые они могут получить травму и др.
Татьяна Будкевич, председатель первоуральского отделения «Ассоциации юристов России»
— В данном случае действует «Закон о защите прав потребителей». Необходимо соблюдение претензионного порядка: нужно обратиться к собственнику торгового предприятия или арендатору с изложением претензии, с предложением по компенсации морального вреда, затрат на лечение. При этом нужно сохранять чеки — чтобы они соответствовали назначению в медицинской карте.
Срок ответа устанавливает автор претензии — он должен быть разумным. Это может быть 3 дня, 5,10 дней (в этом случае необходимо исходить из конкретной ситуации). Если в этот срок ответа нет или ответ отрицательный, человек может обратиться в суд с исковыми требованиями. В исковом заявлении возможно указать требования о компенсации морального вреда и затрат на лечение, если такие затраты были понесены.
Отмечу, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, истец должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается. В данном случае — факт получения травмы и факт получения травмы в результате бездействия или неправильных действий собственника, либо арендатора торгового предприятия.
В случае, который стал причиной травмы пожилой женщины, в фойе должен стоять указатель «Осторожно:ступеньки!» или какие-то ограничители — чтобы человек, выходя из лифта, знал о возможном препятствии.
Отмечу, что действующая судебная практика по этому вопросу зачастую поддерживает исковые требования. Например, исковые требования были удовлетворены в пользу заявителя: человек поскользнулся на мокром полу и сломал ногу. Суд вынес решение в его пользу потому, что в торговой точке не было соответствующих указателей: «Осторожно: мокрый пол!» или «Проход запрещен».